Сергей Юшков

К 250-летию открытия в Конотопе первого почтового заведения

 

 Возникновение и развитие Конотопа неразрывно связано с передвижением людей и товаров через нашу местность. Древняя дорога из Киева на Путивль, известная со времен Киевской Руси, в 17 веке становится главным сообщением между Левобережьем и Московией. С Киевским трактом соединяется и торговый путь,идущий с юга, от Переяслава и Чигирина. На соединении этих дорог  и строится крепость Конотоп, утверждающая границу Польши, согласно Деулинского перемирия 1618 года.

 Первая организация регулярного почтового сообщений в Российском государстве и в нашей местности в частности, относятся ко времени осады Конотопа и Конотопской битвы 1659 года. Для быстрого получения вестей от войск под командованием Алексея Трубецкого,создается специальная почтовая линия от Москвы до Путивля — крепости на границе Московского государства. Так как,  доставка правительственной корреспонденции посредством ямских учреждений казалась медленной, то потребовалось создать что-нибудь новое для этой цели и 6 июля 1659 года появляетсяцарский указ: “поставить между Москвою и Путивлем трубников, которые должны от Москвы до Путивля с государевыми грамотами и из Путивля к государю в Москву с отписками ездить от стану до стану наскоро”. Трубниками в старину называли глашатаев, т.е.  людей объявлявшим  собравшимся официальные известия. У них был отличительный знак своей профессии — рог на широком кожаном поясе, с помощью которого трубники собирали народ. Суть проведенных изменений в доставке государственных бумаг, заключалась в том, что на каждый стан (яму) дополнительно было выделено по два человека с лошадьми из царских дворовых людей низших должностей – трубников, конюхов, которые в отличие от ямщиков должны были ездить только от стана до стана, передавая бумаги другому гонцу и забирая у него обратную почту. Для ускорения процедуры передачи бумаг, при приближении к стану гонцы издавали с помощью рога звук, слышный на расстоянии до нескольких километров. Как только на стан приезжал гонец с известием, грамоту у него забирали и уже другой человек тотчас же мчался дальше к следующей станции «с большим поспешением наскоро немешкая нигде ни малого времяни».

Однако почта, организованная в 1659 году, видимо просуществовала не долго. Вновь организовать почтовую связь в Украине предпринимается в 1678 году. 8 августа 1678 г., Севский воевода Леонтий Неплюев, получает от царя новое указание, связанное с почтой. « Для скорых посылок с Москвы в полк князя Ромодановского — учинить почту от Севска до Глухова, Конотопа, Ромен, Днепра и до самого полку так, чтобы стан от стану был не далее 30 верст».

В августе 1686 года тому же воеводе Неплюеву послали грамоту с указанием организовать запорожскую почту. В ней указывалось: «Учинить почту по городам украинным и слободским до Переволочны и до Кодака и до Запорожской Сечи».

Так, на торговых дорогах, проходящих через Конотоп, появляются почтовые станы. Но почта действовала хорошо только в часы военных компаний, после окончания которых замирала, а то и вовсе прекращалась. Например, в указе императрицы Елизаветы Петровны от 1742 года, приказывалось ликвидировать все почты Украины: “почты все свести, а содержать одну от Глухова до Киева”. На содержание почтовых станов, средств государство почти не выделяло,и главная нагрузка по обслуживанию их возлагалась на плечи местных жителей,проживающих по почтовому тракту. Такое положение дел тормозило развитие почт и вызывало недовольство ими местного населения.

После ликвидации Гетманщины, управление Украинскими землями переходит к Петру Александровичу Румянцеву, который с первых дней вступления в должность в 1764 году, ставит задачу реформирования почтовой службы. Основа реформ – почта становится государственной, обеспечивается всеобщий доступ к почтовым услугам, проводится унификация почтовых процедур. 31 мая 1765 года в соответствии с указом Екатерины II, был подписан устав «Учреждение о конной почте в Малой России». Согласно подписанного документа в состав украинской почты вошли 9 почтовых маршрутов, 15 почтовых контор, 72 почтовые станции. Почтовые конторы создавались в городах Киев, Чернигов, Глухов, Кролевец, Нежин, Конотоп, Козелец, Стародуб, Переяслав, Полтава, Ромны, Лубны, Прилуки, Гадяч, Опошня. Для осуществления почтовой гоньбы между почтовыми станциями определялось 165 почтальонов имевший каждый по две лошади. Право назначение почтмейстеров и почтальонов делегировалось полковым канцеляриям. В Неженском полку, к которому относился Конотоп, выборы почтмейстера состоялись 27 июля 1765 года. Первым почтмейстером Конотопа был избран Степан Парпура. Через Конотоп, согласно утверждённого указа, прошло четыре почтовых маршрута: Глухов – Полтава, Чернигов – Полтава, Стародуб – Полтава, Переяслав – Глухов. По этим почтовым трактам почта возилась туда и обратно два раза в неделю. Почтальонов в Конотоп было назначено три человека. Согласно устава, избранный почтмейстер должен был иметь собственный дом с” покоем” пригодным для конторы, а почтальоны должны были иметь в собственности не менее двух лошадей. Первая почтовая контора Конотопа расположилась в доме С. Парпуры на улице Красногорской. Был введен прейскурант почтовых услуг - “Табель оплаты”, определяющий расценку за отправление, исходя из того как далеко отправлялась корреспонденция и какой её вес. Например, письмо весом 1 золотник (4,3 грамма), при отправке на 50 верст стоило ¼ копейки, на 100 верст -  ½ копейки и т.д. Почтмейстер имел свою печать с гербом, образец которой утверждался Малороссийской коллегией. На здании почтовой конторы был вывешен государственный герб.

С 1781 года Конотопская почтовая контора подчинена Малороссийскому почтамту, организованному в Чернигове и назначен новый почтмейстер Конотопа Петр Кандыба, вместо ушедшего на должность губернского секретаря Степана Парпуры. В 1782 году Конотопу, вошедшему в состав Новгород-Северского Наместничества, возвращается статус города и утверждается герб Конотопа, в дальнейшем - обязательный атрибут всех государственных учреждений Конотопа. Появляется он и на здании почтовой конторы.

С начала XIX века вводится разделение почтовых отправлений на легкие и тяжелые, отправка которых происходила в разное время и разными экипажами. Различием в почтовом отправлении был вес. Легкой, считалась почта весом до 5 фунтов (примерно 2 кг).

В 1781 году, кроме конной почты, на Украине учреждается почта для курьеров и пассажиров. Усовершенствуется пересылка государственных денежных средств. На почтовых трактах Конотопского уезда ведутся активные ремонтные работы, появляются новые почтовые станции. На территории Конотопского уезда к 1802 году действуют почтовые станции в Конотопе, Батурине, Юровке. В городе Конотопе функционируют три постоялых двора для проезжающих. Существовали подробные правила по перевозке пассажиров почтовыми лошадьми, обязанностях почтовых смотрителей и почтарей. Например, запрещалось принуждать ямщиков к быстрой езде (более 10 верст в час летом, 12 - зимой, 8 – осенью и весной), делать какие-либо притеснения или наносить обиды почтовым служащим, ездить без перемены лошадей далее одной станции. В случае беспорядка на станции проезжающие могли написать жалобу в специальной «шнуровой» книге.

В 1802 году была проведена реформа содержания почтовых станций. Суть этой реформы состояла в том, что правительство отдавало почтовые станции, желающим принять их на содержание, на определенный срок и объявляло, сколько именно на каждой станции должно быть почтовых лошадей. Между лицами, которые хотели содержать станции, проходили торги, и станции отдавались тем из них, кто соглашался взять за каждую лошадь меньшую, по сравнению с другими, годовую плату за перевозку почт, и пассажиров. Первыми содержателями почтовых станций в Конотопском уезде стали: в Батурине – поручик Николай Забела, в Конотопе и с. Юровке – Иван Занькевич. Позднее, почтовая станция из с. Юровки перемещается в с. Карабутово. На почтовой станции Батурин находится 21 лошадь (15 почтовых и 6 курьерских), в Конотопе и Юровке- по 6 почтовых лошадей.

С 1820 года появляются частные акционерные общества по перевозке пассажиров в почтовых колясках и дилижансах повышенной комфортности. Этому предшествовала большая работа по замощению камнем почтовых трактов. В почтовом ведомстве появляются и казённые почтовые экипажи. 

В 1830 году проходит очередная реформа почтового дела. Вместо почтамтов были утверждены почтовые округа. Конотоп был отнесен до шестого почтового округа, и его почтовая контора подчинялась Черниговскому почт-инспектору. В 1853 году почтовые округа были разукрупнены, каждая губерния стала считаться самостоятельным почтовым округом.

В 1843 году введена единая такса по пересылке письма весом до 1 лот (примерно 13 грамм) по всей территории Российской империи, независимо от расстояния. Пересылка письма обходится в 10 коп. плюс конверт 1коп. В дальнейшем стоимость пересылки была уменьшена до 7 коп, а конверта до ½ коп. Интересно, что стоимость немаркированного конверта в ½ коп продержалась до распада СССР.

В 1858 году в Российской империи появляются почтовые марки.

В 1861 почтмейстером Конотопа назначен Михайлов Яков Васильевич.

В 1868 году в Конотопе появляется телеграфная станция, соединившая Конотоп с Киевом и Курском по телеграфным проводам. Появлению, по тем временам, столь нового вида связи в уездном городе произошло благодаря, прошедшей через город, Курско- Киевской железной дороги. На телеграфной станции применялись рельефные аппараты Морзе, которые имели весьма крупный недостаток: обозначение точек и тире на бумажной ленте выполнялось с помощью стального штифта и при плохом освещении было весьма неразборчивым. Впоследствии они были заменены новой моделью аппарата Морзе, так называемой чернопишущей – которая оставляла символы на ленте с помощью типографской краски. Телеграфист был весьма почетной профессией. Служащие телеграфа имели жалование от 420 до 720 рублей в год, обеспечивались форменной одеждой. Обучение телеграфному делу производилось только в Санкт-Петербурге и в Москве, позднее с организацией телеграфных округов, и в Киеве.На должность начальников телеграфных станций назначались преимущественно офицеры артиллеристских, инженерных и морских специальностей, прошедшие стажировку на главной станции в С-Петербурге и знающих иностранные языки. Стоимость передачи телеграммы зависела от расстояния до получателя и количества слов. К примеру: телеграмма длинной до 25 слов на расстояние до 490 верст стоила 2 руб. 48 коп. Телеграммы принимались с 8 часов утра и до 8 часов вечера по одинарному тарифу, вне этого времени по двойному.

С 1874 года Конотопская телеграфная станция входит в Киевский телеграфный округ.

В 1877 году в уезде действуют две телеграфные станции Конотопская и Батуринская. Начальниками телеграфных станций были: Конотопской–  Пугачев Евгений Илларионович,  Батуринской – Козлов Григорий Сергеевич. Почтмейстер Конотопской почтовой конторы – Лебедев Алексей Никифорович.

С появлением в г. Конотопе железной дороги меняется и направление движения почтовой корреспонденции. Если раньше основной объем почты приходил в Конотоп из Киевско –Московского тракта через Батурин, теперь отправления поступают на ст. Конотоп в почтовых вагонах. При станции Конотоп открывается почтовое отделение.

В 1888 году происходит объединение почтовых контор и телеграфных станций. В Конотопе образована почтово – телеграфная контора. Начальником почтово – телеграфной конторы назначен Семенок Захарий Иванович, служивший до объединения почтмейстером Конотопа. Создаются волостные почтовые отделения в м. Бахмач, с. Бочечки, с. Дептовка, с. Грузкое, с. Карабутов и др. Почта, основу которой составляют письма, начинает поступать в волости. Из волостей в другие населенные пункты, письма доставляются случайными попутчиками.

С 1889 годаправитель¬ство решило поручить прием и выдачу денежных вкладов населения почтово-телеграфным конторам. Вклады, вносимые в образованные почтово-телеграфные сберкассы, должны были быть не менее 25 коп и в общей сложности от одного лица не могли превышать одной тысячи рублей. К началу XX века сберкассы действуют в большинстве волостных почтовых отделениях.

В 1898 мещанин Шолом Арьев Левин, предложил начальнику Конотопской почтово – телеграфной конторы Семенку З.И. взять в аренду, принадлежащий Левину Ш.А., его дом (типографию) за 1000 руб. в год, мотивируя своё предложение удобным расположения здания и нахождением его на месте бывшей почтовой конторы. 18 августа 1898 года договор на 12 лет аренды помещения был заключен. Договор подписал, назначенный недавно, новый начальник Конотопской почтово –телеграфной конторы Франциус Николай Арнольдович. Предыдущие собственники других домов, которые снимала почтово – телеграфная контора, Шестакова Прасковья Кузьминична и дворянин Парпура Георгий Парфенович обязались не чинить препятствий против перевода конторы в новое помещение. Договор заверил Конотопский нотариус Кульчитский В.И. В результате таких действий Конотопская почтово – телеграфная контора вновь оказалась на своём историческом месте, на пересечении улиц Красногорская и Гоголевская (сегодня Ленина).

В 1902 был установлен первый телефон в г. Конотопе. Он связал квартиру начальника жандармского отделения с комнатой дежурных жандармов на ст.Конотоп. Длина телефонной линии 530 сажень (1130 метра). Оцинкованный провод, диаметром 3 мм, проведен по дубовым столбам с изоляторами, от квартиры до пересечения с телеграфной линией Киево-Воронежской железной дороги, а затем по существующим столбам до вокзала ст. Конотоп. Телефонные аппараты на обеих концах линии - системы Эриксон. Надо сказать, что в Киеве, Чернигове, Одессе, Полтаве и других городах, в том числе и уездных, уже действовали телефонные станции, но в Конотопе и его окрестностях с 1902 года по 1910 год существовало только от 8 до 10 частных линий телефонной связи. Одна из них подходила к дому, где проживал отставной генерал-губернатор М.И. Драгомиров. Причина отставания в телефонизации города была банальна. Несмотря на полученное в 1903 году разрешение на обустройство в городе Конотоп телефонной станции, выделении Земским Собранием средств, в размере 17000 рублей, строительство станции и телефонной сети в 1904 году не состоялось, по причинам, как сегодня сказали бы, коррупционным. Дело в том, что Конотопский городской голова и ряд чиновников Земской Управы лоббировали обустройство телефонной сети, как частного проекта, с передачей прав на телефонизацию города в концессию. При этом всячески тормозили приход в город государственной телефонной станции почтово–телеграфного округа. В докладной записке инженера Ивана Лебедева, производившего изыскания в Конотопе, для подготовки проекта телефонизации города, поданной начальнику Киевского почтово- телеграфного округа, читаем: «в городской управе мне отказали дать сведения о существующих заведениях, заводах и торговой деятельности. Отказались,также сообщить число жителей и прирост населения за последние 10 лет. Что касается числа лиц, желающих пользоваться услугами телефона, городской голова уверяет, что число абонентов никогда не будет больше восьми или десяти человек». В конце концов, добившись отказа от Киева на строительство в Конотопе государственной телефонной сети, Конотопская Земская Управа передала право (в концессию на 18 лет) на устройство земской телефонной связи жителям г. Минска, братьям Александровым, трудами которых в 1910 году в Конотопе были обустроены первые телефонные линии и смонтирована центральная телефонная станция типа МБ на 30 номеров. 20 июля 1910 был установлен телефон в Конотопской земской управе. Связь была однопроводная, вторым проводом линии было заземление телефонного аппарата. Была построена первая сельская телефонная линия Конотоп –Семяновка – Дубовязовка - Карабутов. Но уже в конце 1910 года стало понятно, что 30 номерная станция не в состоянии обеспечить потребности Конотопа в телефонной связи. Сказалась и финансовая слабость концессионеров. В начале 1911 года на центральной телефонной станции,уже за деньги земства, монтируется новый коммутатор на 160 номеров, добавляются 2 дополнительных рабочих места для телефонисток. Чрезвычайная сессия Конотопского Земского Собрания 31 января 1911 года, видя большой ажиотаж вокруг телефонизации в Конотопе, просит подрядную организацию заменить, только что смонтированный коммутатор на 160 номеров, другим 200 номерным и устанавливает льготы по пользованию телефоном для отдельных категорий абонентов. В перечень льготников попадают Конотопское земство, Председатель управы, Городской голова, члены управы, Предводитель дворянства и другие высокие чины Конотопа. Абонентская плата за пользование телефоном всем остальным устанавливалась 50 рублей в год, за дополнительный телефон 10 руб. Кроме того взымалась плата за передачу телефонограмм по 3 коп за слово. Было дано разрешение управе установить в её помещении телефон общего пользования, с таксой 5 коп за каждые 5 минут разговора. Номера абонентов были трехзначные, например, мануфактурный магазин Менделя Беркова Черкинского имел номер 128. Вызов центральной телефонной станции проводился с помощью индуктора телефона, вращая ручку которого, в телефонную сеть подавалось напряжение порядка 60 вольт, поступающее на коммутатор и извещающее телефонистку о поступившем вызове. После ее ответа «станция слушает», говорили номер вызываемого абонента и ожидали его ответа. Если в течении определенного времени абонент не отвечал, звучал отбойный сигнал и соединение со станцией разрывалось.Так начинался XX век…

В XXI веке, веке космических скоростей передачи громадных массивов информации, всеобщей телефонизации, необходимо сберечь память о событиях тех лет, благодаря которым Конотоп, и сегодня играет важнейшую роль в транспортной инфраструктуре Украины. К сожалению, на территории нашей страны почти нет музеев Почты. Все главные музеи связи СССР остались на территории России. Конотопчанам, чьи отцы и деды построили первый и на сегодня единственный трамвай районного центра в Украине, создали первую в области телевизионную студию, открыли первый в Сумской области краеведческий музей необходимо задуматься о создании в Конотопе музея почты и связи. Конотоп заслужил его.